Перевести страницу

Новости

Об особом режиме замолвите слово

В настоящее время на медиаплатформе страны присутствует немало публикаций о режиме ЧС, о необходимости его введения, об особых правилах при его действии, о правах граждан. 
Институт развития МЧС России доступным языком предлагает вам объяснение разницы между терминами "режим ЧС" и режими ЧП" и почему данные определения нельзя подменять друг другом.




РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ регулируется ФЗ № 68 "О защите населения и территорий от ЧС". Это основной документ, который строит Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (сокращенно РСЧС).


Для кого он нужен?

Для органов управления, сил и средств данной системы, проще говоря, для всех органов государственной и муниципальной власти, а также для их подведомственных организаций, которые так или иначе участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.


Пример: В Хабаровском крае на режим переходит, в первую очередь, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и его подведы (пожарные части, спасательные центры, региональный поисково-спасательный отряд, Хабаровский авиационно-спасательный центр), все территориальные органы федеральных министерств и ведомств и их подведы (в/ч Минобороны, подразделения МВД, УПравления Росгвардии, Роспотребнадзора, Минздрава и так далее), Правительство края, Комитет по гражданской защите края, его подведы (Управление по делам ГОЧС края, аварийно-спасательные службы края, пожарные части), все муниципальные образования края (города, села, районы) и их руководство, службы спасения.


Кто вводит?

Как и режим повышенной готовности (предшествует режиму ЧС), его вводит так называемая Комиссия по ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Данная комиссия действует на всех уровнях: от организации (любой!) до федерального уровня.

Если ЧС затронула территорию 2-х и более субъектов РФ (как в случае с коронавирусом), решение о введении режима ЧС вводит Правительственная комиссия по ЧС и ОПБ (не президент, не премьер-министр), состоит она из 41 должностного лица во главе которой Министр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Помимо режима ЧС на террритори РФ вводятся также уровни реагирования, которые соответствуют уровням, где произошла ЧС: от объектового до федерального. Если требуется помощь Минобороны, спасательных центров МЧС России (как в Крымске, на Дальнем Востоке, в Иркутской области), то Президент вводит особый уровень реагирования. 


Что подразумевает режим ЧС?

Подразумевает он ужесточение контроля за обстановкой и практические мероприятия, такие как:

- оповещение руководителей, специалистов органов государственной и мунициальной власти, а также населения о возникшей ЧС (организуется в каждом органе власти и организации);

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС (лежит на МЧС и органе власти, в ведении которого находится источник ЧС);

- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств (МЧС и другие органы РСЧС);

- поддержание общественного порядка в ходе ликвидации ЧС (правоохранительные органы);

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов управления (через Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России);

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС (органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъекта, МЧС, Минздрав, Росрезерв, Минпромторг); 

- информирование населения о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в ЧС, о правах (органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъекта, МЧС России).


Какие ограничения прав и свобод граждан могут быть?

Те, которые описаны в ст. 10 ФЗ № 68 "О защите населения и территорий от ЧС", а именно:

- ограничение проезда на территорию, где возможна или возникла ЧС;

- приостановление работы организаций, которые работают в зоне ЧС, если поражающие факторы угрожают жизни и здоровью персонала.


Важно, что помимо вышеуказанного, больше режим ЧС не дает власти полномочий нарушать/изменять/приостанавливать основные права и свободы гражданина РФ, более того, в пп. "д" статьи сказано, что осуществлять меры, обусловленные ЧС, и направленные на защиту населения, необходимо без нарушений в отношении прав и свобод гражданина.



ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ регулируется ФКЗ № 2 "О чрезвычайном положении" и представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной, муниципальной власти, всех организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан.


Для кого нужен?

В отличие от режима ЧС, ЧП влияет на всех субъектов права и призван защитить конституционный строй и жизнь граждан страны.


Кто вводит?

Вводит режим ЧП независимо на какой территории РФ (субъект или вся страна) Президент РФ своим указом, который сразу поступает на рассмотрение и утверждение Совета Федерации РФ.

В своем указе президент доводит обстоятельства, обоснование, границы зоны ЧП, силы, которые обеспечивают режим, перечень ограничений прав и свобод граждан и организаций, список должностных лиц или органов, которые ответственные за применение ограничений, а также срок действия ЧП.

ВАЖНО: Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях 60 суток.


Какие ограничения прав и свобод граждан могут быть?

Введение ЧП может быть вызвано двумя факторам: попытки захвата власти, мятежа и прочего выступления или непосредственно чрезвычайной ситуацией.

Исходя из сложившейся ситуации, ограничения, которые могут применяться при возникновении ЧС:


- временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- введение карантина;

- привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции;

-  отстранение от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.


Гарантии прав граждан.

Здесь вступает в силу статьи главы 6 ФКЗ, а именно права и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН:


ПРАВА:

1. Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством о труде.

2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

3. Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с пунктом "в" статьи 13 ФКЗ имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством РФ.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

1. Граждане, нарушившие правила комендантского часа задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника ОВД или его заместителя. По решению суда  срок может быть продлен максиму на 10 суток. Задержанные могут быть подвергнуты досмотру!


2. К гражданам, нарушившим требования ЧС применяется статься 20.5. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа  в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест на срок до 30 суток.


3. Но есть и ответственность у власти!

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками ОВД, УИС, Минобороны, Росгвардии, ФСБ, СВФ МЧС России, а также превышение должностными лицами сил служебных полномочий, включая нарушение установленных ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством РФ.